Вот что электронный справочник www.aviarmor.net говорит про этот танк:
Танковые силы республиканской армии Испании, как известно, состояли не только из “импортных” советских танков БТ-5 и Т-26 обр.1933 года – значительный процент бронемашин был собственного производства, но как правило это были бронированные тракторы или артиллерийские тягачи. Отдельно от них стоят полноценные танки типа Trubia, первый вариант которых появился ещё в 1928 г., а в 1936 г. был налажен серийный выпуск варианта М1936, который испанские танкисты за небольшие размеры прозвали "игрушечные танки" ("tanques de juguete").Версия республиканского следа представляется сомнительной и вот почему:
Уже во время войны республиканское правительство одобрило планы постройки танков поддержки пехоты, оснащенных 20-мм пушкой, двигателем мощностью 100 л.с. и бронированием толщиной 30 мм. Одна из таких машин была построена в 1937 году и получила название C.C.I Tipo 1937 - "Carro de Combate de Infanteria" образца 1937 года.
Задание на разработку танка было выдано предприятию Espanola de Construccion Naval (SECN), уже имевшего опыт в постройке бронемашин. Решив пойти по пути наименьшего сопротивления испанские инженеры взяли в качестве базы танкетку L3 образца 1935 г. Подобный выбор объяснялся очень просто – итальянская машина была технологичной в производстве, не требовала значительных трудозатрат и ресурсов, а также обладала резервами для улучшения. Согласно сохранившемуся описанию от L3 без изменений заимствовали ходовую часть, но доработали корпус. Модификация проводилась с целью установки одноместной башни с 20-мм пушкой Breda da 20/65 образца 1935 г., которая ранее устанавливалась на немецких танках Pz.I Ausf.A. В лобовой части корпуса оставили два 8-мм пулемета. "Бронирование" танка осталось прежним и состояло из пластин хромо-никелевой стали, толщиной (предположительно) от 9 до 15 м. Вместо карбюраторного двигателя был установлен дизельный MAN мощностью 100 л.с. Экипаж, состоявший из двух человек, осуществлял посадку и высадку из танка через башенный люк, либо через двустворчатые бортовые люки в корпусе.
На испытаниях, проведенных во втором полугодии 1938 года, опытный образец C.C.I Tipo 1937 развил скорость 36 км/ч и показал неплохие ходовые характеристики, вполне сопоставимые с итальянским прототипом. Указывалось также, что танкетка оказалась удобной для непосредственной поддержки пехоты и для борьбы против танков противника. Был получен заказ на постройку 30 (по другим данным - 20 или 35) машин, однако в действительности дело ограничилось только одним опытным образцом. Причиной отказа от серийной постройки C.C.I Tipo 1937 послужило его чрезмерно слабое бронирование, которое не спасало от попаданий бронебойных пуль калибра 7,92-мм и выше.
- выбор прототипа:
- самым массовым танком, состоящим на вооружении республиканской армии был Т-26. Данная машина после боевых повреждений проходила ремонт и востановление на испанских заводах и самым логичным решением при производстве танков было бы пойти по пути испанских авиастроителей, копировавших И-16 (с копированием истребителя возникли проблемы и советский военпред на испанском заводе слал депеши в Москву, чтобы выслали комплект КД),
- республиканцы сделали ставку на производство бронеавтомобилей (UNL-35, Chevrolet 1937);
- вооружение 20-мм пушкой Breda, в то время как имелась в наличии пушка HS S7 Oerlikon с Dewoitine D.510, находящихся на вооружении республиканских ВВС (на вооружении у Республики были и D.371, которые могли оснащаться 20-мм пушками Oerlikon);
- бронирование не изменившееся и оставшееся на прежнем уровне.
в 1937 г. инженеры фирмы Fiat-Ansaldo разработали на базе танкетки L3/35 легкий танк, сохранивший прежнее обозначение. Отличительными особенностями этой боевой машины был корпус новой формы и установка башни, которая не обладала большим комфортом, но позволяла вести круговой обстрел. Непосредственно в башне монтировалась 20-мм автоматическая пушка, с помощью которой можно было бороться с легкой техникой противника, в лобовом листе устанавливался 8-мм пулемет Breda.Данная версия более вероятна, благо Италия обладала развитым автостроением и дизелестроением. Впрочем у данной версии есть недостаток - расположение пушечной установки: итальянцы испытывали легкий танк Carro Armato 8 ton с дизелем и пушечным вооружением в корпусе.
В целом легкий танк L3 недалеко ушел от одноименной танкетки. Его ходовые качества и бронирование остались на прежнем уровне и только по вооружению он имел некоторое преимущество. Таким образом L3 имел мало шансов пойти в серийное производство, так как на это время уже проходили испытания более современные 6-тонные танки, позднее модифицированные и выпускавшиеся под обозначением L6/40.
Carro Armato L8
Кроме того на испытаниях с 1936 года находился танк, ставший в последствии L6/40, и чьей башней они могли воспользоваться. При установке 20-мм пушки итальянцы воспользовались бы его башней.прототип L6/40
И. наконец, последнее - башенный вариант легкого пушечного вооружения у итальянцев был налажен в 1940 году с выпуском L6/40.
Впрочем есть третья версия: машина испанских националистов. В пользу этой версии говорят следующие факты:
- ставка производство не бронеавтомобилей, а танков (Verdeja),
- установка 20-мм пушки Breda в увеличенную башню Pz.I,
- доступ к немецким и итальянским комплектующим, в том числе и двигателям: общая конфигурация моторного отсека осталась неизменной, но изменилось расположение жалюзей охлаждения. Дизели у Италии и Германии были и вполне вероятно, что замена двигателя была осуществлена. В то же время наличие в националистической части Испании немецкого дизеля в количествах, достаточных для серийного танкостроения, на мой взгляд маловероятно (на том же Verdeja использовались бензиновый Форд V-8 модель 48 мощностью 85 л.с. или Lincoln в 120 л.с.).
БОЕВАЯ МАССА, кг | 4000 |
ЭКИПАЖ, чел. | 2-3* |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 3150 |
Ширина, мм | 1500 |
Высота, мм | 1650* |
Клиренс, мм | 190 |
ВООРУЖЕНИЕ | |
Пушки, мм | 1 х 20-мм Breda da 20/65 |
Пулеметы, мм | 2 х 8-мм FIAT mod.35 |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
Пушки, снаряды | 312* |
Пулеметы, патроны | 2170 |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | механический или оптический пулеметный прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | |
Лоб корпуса, мм | 15 |
Борт корпуса, мм | 9 |
Корма корпуса, мм | 9 |
Башня, мм | 9 |
Крыша, мм | 5 |
Днище, мм | 5 |
ДВИГАТЕЛЬ | Дизель MAN, мощностью 100 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 7 опорных обрезиненных катков на борт, 4 сблокированы в тележки, остальные закреплены индивидуально, вместо поддерживающих роликов - направляющий желоб, ведущее колесо переднего расположения |
СКОРОСТЬ, км/ч | около 36 |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км | около 200 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Преодолеваемый подъём, град. | н/д |
Преодолеваемая стенка, м | 0,65 |
Преодолеваемый ров, м | 1,45 |
Преодолеваемый брод, м | 0,7 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | отсутствовали |
*- предположительно